23.11.2024 ã.
 
ÃËÀÂÍÀß arrow Íîâîñòè arrow Âûáîð òåõíèêè äëÿ îáó÷åíèÿ

 

Ãëàâíîå ìåíþ
ÃËÀÂÍÀß
Î ØÊÎËÅ
ÀÝÐÎÑÚÅÌÊÀ
ÂÈÄÅÎ
ÔÎÒÎ
ÌÀÃÀÇÈÍ
ÊÎÍÒÀÊÒÛ
ÃÎÑÒÅÂÀß ÊÍÈÃÀ
ÔÎÐÓÌ
ÁËÎÃ
Ëåíòû íîâîñòåé
ÏÈËÎÒÀÆÍÀß ÃÐ.
Ñõåìà ïðîåçäà
ÏÎÄÀÐÎÊ

Ñîö.ñåòè

 

ÍÀØÅ ÔÎÒÎ
Àâòîðèçàöèÿ
 
Ññûëêè

 


Âûáîð òåõíèêè äëÿ îáó÷åíèÿ Ïå÷àòü E-mail
11.02.2014 ã.

паралет

Вот и созрела вторая статья о выборе своего первого сверхлегкого летательного аппарата класса мотопараплан или паралет. В прошлой статье мы говорили о парапланах, в этой разберем как подобрать для себя моторную установку, на которой вам будет легко учиться или выполнять свои первые самостоятельные полеты. Опять же, ни смотря на то, что у меня есть свои личные предпочтения я воздержусь от рекламмы конкретных производителей. Во-первых выбор качественной техники для моторных полетов на параплане сейчас просто огромен и можно что-то упустить и кого-то обидеть, во-вторых у любого производителя, который уверненно держится на плаву есть много поклонников этого производителя славящих. И тем не менее данная статься затронет достаточно много важных критериев, по которым можно выбрать для себя действительно правильный вариант.

Прежде всего определяемся на чем будем летать - мотопараплан или паралет. Плюсы и минсусы у каждого свои. Разбираем.

Мотопараплан

+ Самый компактный моторный летательный аппарат в мире. Умещается в багажник ЛЮБОЙ машины.
+ Старт с самой неподготовленной площадки. Можно взлететь из высокой травы, с пахоты или кочек (в разумных пределах конечно).
+ Супер маневренность. Меньшая энерционость в полете за счет компактности и меньшего  веса.
+ Удовольствие от процесса: разбежался, оттолкнулся,  полетел.
- Вес. В полете вес парамотора на себя берет параплан, но до начала разбега рюкзак ощутимо давит тело к земле.
- Бежать надо. Если все делать технично, то даже в штиль шагов с 5-ти взлететь можно, но у новичка с техничностью не айс быть может, а если еще возраст и организму Т/О пора проходить, тогда не вариант.

Паралет

+ Почти самый компактный моторный летательный аппарат в мире, но весь в багажник может и не поместиться. Ограждение и крыло, возможно, придется взять в салон, а 2-х местному аппарату может и прицеп понадобится.
+ На теле ничего не висит, не тяготит и бежать не надо. Сел, разогнался, полетел.
+ Удовольствие от процесса: взлет и посадка по-самолетному на колесики.
+ Зимой на лыжных шасси можно взлететь с любой неподготовленной площадки (при достаточной мощьности двигателя конечно).
- Для взлета площадку необходимо готовить, либо летаем с уже подготовленных площадок. На крайняк подходят дороги и другие естесственные объекты, но это уже не начальный уровень.
- В полете может рыскать и раскачиваться, особенно если не достаточно хорошо сбалансирован производителем. Не критично, но учитывать это придется.
- Может быть значительно менее компактный чем парамотор.

Как видим оба типа достойны внимания, просто у каждого есть свои особенности.

Основные требования, которым должна отвечать моторная установка новичка абсолютно такие же как и у параплана:

1) Безопасность
2) Надежность
3) Ремонтопригодность и гарантии
4) Простота эксплуатации
5) Летные характеристики начального уровня
6) Адекватное соотношение цены и качества

Двигаемся от общего к частному. Простым языком ваша техника будет состоять из двигателя и всего остального и очень важно из какого материала сделано это самое все остальное. На данный момент существует 4 распространенных варианта:

а) Алюминий
б) Нержавеющая сталь
в) Карбон
г) Титан

Алюминий:
+ чрезвычайно легкий.
- Очень хрупкий и совершенно не ремонтопрегоден. В случае более менее серьезного повреждения надо покупать новую деталь.
- Требует точного соблюдения технологии при сварке

Нержавеющая сталь:
+ Доступен по цене и наличию
+ Технология работы с материалом простая
- Относительно большой вес.
- Материал очень пластичен, при динамических нагрузках легко теряет форму.

Карбон:
+ Самый легкий материал
+ Высочайшее соотношение легкости и прочности
- Хрупкий. Держит нагрузку до определенного предела, зател раскалывается.
- Абсолютно не ремнтопригоден. Сломанная деталь выбрасывается.
- В 2-3 раза дороже любого материала.

Титан:
+ Уникальное соотношение малого веса, прочности и износостойкости.
+ Материал упругий и устойчив к нагрузкам.
+ Чрезвычайно ремонто пригоден
- Требует точного соблюдения технологии при сварке
- Достаточно дорог.

Из всех перечисленных материалов строят установки и на них летают люди, причем вполне успешно. Но мы говорим о первом аппарате. И я с уверенностью  утверждаю, что в начале вашей летной карьеры у вас будут жесткие посадки. Новички парамоторщики на посадке часто поджимают ноги и плюхаются на раму, паралетчики забывают выравнивать крыло на посадке и лихо втыкают телегу в землю. А опрокидывание паралета и спотыкание с парамотором - это отнюдь не редкое явление у новичков. Так вот единственный материал, который уверенно держит такие удары - это титан. А если что-то и погнулось, то большинство повреждений можно выправить в полевых условиях при помощи кувалды и какой-то там метери. Берите титан, не прогадаете.
 
Двигатель - вечный поиск компромиса между весом и тягой. Конечно тяги много никогда не бывает. В моторном полете особый кайф именно в динамике, когда сжал ручку газа и тебя как на лифте в небо тащит. Но больше тяги - больше веса. На паралете это не так актуально, но парамоторщику к данному вопросу надо подойти вдумчиво. Очень многое зависит от веса самого пилота. Если ваш вес 60-70 кг., то мотор с тягой под 80 кг. вам совершенно не нужен. Более того, настолько избыточная тяга может быть даже опасна при неумелом обращении. При инергичном выходе на полные обороты из-за сильного крутящего момента можно получить "твист" (провернуться вокруг вертикальной оси). В данном случае может вполне хватить мотора с объемом двигателя в 80-100 Куб.См. Если же пилот не в меру упитан и в самом расцвете сил, то и мотор можно подобрать объемом в 250 Куб.См. Только весить такой моторчик будет 40 кг. без топлива. Тут, как говорится, каждому свое.

Маленькая тонкость. Из парамоторщика в паралетчика превратиться довольно просто. Многие фирмы выпускают парамоторы трансформеры. Можно докупить к парамотру тележку, на которую он легко монтируется за минимальное время. Т.е. при одной моторной установке у вас фактически два летательных аппарата. Так вот, если вы начали летать с ног, но планируете со временем докупить к парамотору телегу, то выбирать парамотор нужно с адекватным запасом по тяге, чтобы дополнительный вес тележки не снижал динамику полета.

Теперь подцеп, т.е. способ, которым параплан крепится к парамотору. Существует всего два варианта подцепа: нижний (мягкий, плавающий и т.д.) и верхний (т.н. верхние "рога"). В чем особенности и какой выбрать.

Нижний подцеп:
+ Можно управлять крылом весом тела, наклоняясь в подвеске вправо-лево.
+ Лучше чуствуется крыло
+ Чуть более простой подъем крыла на старте
- Воздействие крутящего момента и перекос аппарата от него ощущается намного сильнее
- В "болтанку" аппарат ведет себя чересчур подвижно
- Низкая пассивная безопасность при падении вперед
- Не все аппараты с нижним подцепом можно трансформировать в паралет

Верхний подцеп ("рога"):
+ Комфорт и стабильность в полете (особенно в "болтанку") за счет более низкого центра тяжести
+ Крутящий момент от винта ощущается незначительно
+ В случае падения вперед удар первыми берут на себя "рога" что значительно увеличивает пассивную безопасность
+ У многих производителей верхнерогий парамотор легко трансформируется в паралет.
- Чуть менее комфортен при подъеме купола на старте, но, делая все технично, эта особенность легко преодолевается.
- Весом крыло не управляется, в прочем в моторном полете как правило нужна наоборот стабильность

Из вышесказанного видно, что верхнерогий мотор не смотря на свою "старомодность" остается достойным выбором в качестве первого летательного аппарата.

Есть еще одна деталь, которая может повлиять на выбор конкретного парамотора - это обгонная муфта. У парамотора может быть два типа редукторов: зубчатый и ременный. Так вот зубчатый редуктор часто идет с обгонной муфтой - устройством, которое передает крутящий момент от двигателя на воздушный винт только на больших оборотах. Плюсом обгонной муфты будет отсутствие вращения винта на холостых оборотах двигателя. А вот минусов будет болше. В случае кривого старта необходимо как можно быстрее заглушить двигатель, чтобы падающее крыло не попало в воздушный винт. Так вот, если мотор оборудован обгонной муфтой, при глушении инерция воздушного винта очень большая и шансов порвать крыло об винт больше. И если сел аккумулятор или поломался кик стартер завести мотор за винт не получится. Парамотор с ременной передачей редуктора лишен этих недостатков. Единственное ремень необходимо время от времени подтягивать. Правда делать это надо не часто и время на это уйдет не более 5 минут.

Воздушный винт: карбон или дерево? Карбоновый винт выглядит несомненно круче и с него можно "снять" больше тяги. Вот только прирост по тяге будет не более 10%, а стОит такое удовольствие в 3 раза дороже дервянного винта. У новичка воздушный винт - это, как правило, расходный материал, повредить его достаточно легко, поэтому на первых порах деревянный винт - это правильный выбор.

На что надо обратить внимание, выбирая паралет:
- компактность в разобранном состоянии
- низкий центр тяжести: чем ниже, тем устойчевее к переворотам
- короткая колесная база: чем короче, тем меньше мотает и раскачивает в полете.
- пассивная защита пилота и пассажира: на двухместных аппаратах бывает, что защищен только пилот и это не правильно.
- вес конструкции: как уже писалось - титан рулит.
- легкость балансировки: насколько легко можно передвигать подцеп крыла с изменением веса пилота и пассажира

Что выбрать: двухместный или одноместный паралет? Мнение здесь однозначное: двухместный паралет - не учебный вариант. Хотя бывают исключения. Либо пилот так много весит, что одноместный аппарат его просто не "вытягивает", либо человек хочет в дальнейшем летать только на двухместном паралете без вариантов. Тогда на время обучения и дальнейшего квалификационного налета в качестве пассажира берется балласт адекватного веса и крыло меньшей площади, чем стандартное тандемное.

При выборе любого аппарата обязательно осведомитесь где и в какие сроки вы будете ремонтироваться в случае поломок, будет ли помощь в настройке и доводке аппарата, где и в какие сроки можно приобрести запасные части, расходники и ремкомплекты. Правильный производитель к каждой установке прилагает техническую документацию и инструкцию по использованию.

Это все мысли по поводу выбора техники для моторных полетов на параплане. Вопросы и комменты оставляем ниже. Не забываем "лайкать", если понравилось.


 
Ñëåä. »



Top!